Все о Сэме
Многие думают, что Фродо - главный герой "Властелина Колец". Другими словами: практически все читатели считают, что эта книга - книга о Фродо. Это его путешествие, его ноша; он в центре внимания. Короткая реклама в журналах, обращенная к неинициированным читателям, выглядит примерно так: "История хоббита, Фродо Бэггинса, который должен уничтожить ужасное Кольцо Власти". Неплохо звучит? Но все не совсем так.
На самом деле, главный герой - это Сэмуайз Гэмджи, хотя, возможно, вы об этом и не догадывались. Но теперь я говорю вам: вся эта книга - о Сэме.
Вы можете с полным основание возразить: Фродо Бэггинс должен быть главным героем этого сказания. "Хоббит" посвящен путешествию Бильбо, и никто, кроме него, не может претендовать на ведущую роль в этой истории (за исключением, возможно, Смога). Создается впечатление, что Толкиен собирался написать семейную хронику Бэггинсов: начав с приключений Бильбо, он затем перешел к жизнеописанию Фродо, на долю которого выпало больше приключений, чем он сам ожидал.
Более чем часто Фродо оказывается центром повествования. На протяжении трилогии мы переживает то, что переживает он, мы разделяем с ним его чувства, узнаем невысказанные мысли и даже сны. Толкиен дает нам возможность прочувствовать его страдания изнутри. И, осознав это страдание, мы понимаем путь настоящего самопожертвования. Он Хранитель Кольца, в конце концов.
Но история о герое, как "Властелин Колец", - это не только история о жертвенности (или о героизме, или о том, что красота преходяща, или обо всем, что имеет какое-либо значение). Я считаю, что книга представляет собой переплетение многих сюжетных линий, но основой, тем, о чем рассказывается, является одна единственная вещь: Кто в наибольшей степени изменился между появлением на первой странице и на последней, за чьим преображением имел возможность наблюдать читатель?
Арагорн - наиболее героический характер. Но это не его история.
Гэндальф великолепно управляет событиями. Но это не его история.
Саурон - вечный враг. Но это не его история.
Позвольте привести пример из другой сказки, знакомой всем, но о которой предпочитают молчать, - я имею в виду "Звездные Войны". Вы думаете, что изначально "Звездные Войны" были фильмами о мальчике с фермы по имени Люк Скайуокер? Вы думаете, что он главный герой? ПИП! Извините… спасибо за участие! Если бы вы сказали: "Нет, это Дарт Вейдер", то вы бы унесли домой наш главный приз.
Парень в черном шлеме - движущая сила истории. Вейдер появляется в первой сцене первого фильма, выйдя из прожженной лазерами двери, в поисках Леи. Он первый герой, с которым знакомится аудитория. Что еще более важно, его решения приводят сюжет в движение на протяжении всех трех фильмов. Каждый эпизод в этой истории мы воспринимаем как следствие того, что делает Вейдер. В конце "Возвращения Джедая" мы осознаем, что история подошла к своему концу только после наитруднейшего внутреннего освобождения Вейдера и только после того, как мы видим его сияющий силуэт рядом с фигурами его учителей. Он искупил свою вину. Кредит оплачен. Конец.
Когда вы пишете 1200-страничную эпопею, вы можете позволить себе роскошь ввести дополнительные сюжетные линии и у вас есть время для того, чтобы поработать с разными характерами. Но вам все равно нужна основная нить, которая бы тематически объединяла ваш рассказ. Становление личности Сэма, его описание - основное средство повествования для Толкиена, хотя это не всегда очевидно. Но есть множество доказательств того, что Сэм, а не Фродо, является основным персонажем.
Сэм проходит огромный путь: от простого садовника до героя легенды. Он появляется на страницах Братства Кольца, он первый герой, с которым знакомится читатель, которому его представляет его отец:
"С ума сходит от историй о былых временах, да все рассказы мистера Бильбо слушает…. Эльфы и драконы! Я ему говорю: для нас с тобой капуста да картошка лучше будут".
Итак, вы видите, в первую очередь мы знакомимся с нашим дорогим Сэмом. Так же, как и он, мы все время грезим о дивном народе, эльфах и елефантах. Поэтому прежде всего Профессор знакомит представляет нам Сэма. Все значимые события Войны Кольца: путешествие, битвы, предательство и победа - блекнут рядом со следующим фактом: Сэм изменяется, лучше узнавая себя. В конце он становится тем, кем хотел быть в своих мечтах. Более того, он осознает, что его деяния могут однажды стать основой сказаний и песен.
Разговор Сэма и Фродо во время перехода через Кирит Унгол посвящен этому:
"Но все совсем не так в тех историях, которые чего-то стоят или запоминаются. Кажется, герои просто попадают в них, просто так складывается их судьба, так сказать…. Интересно, а мы герои какой истории?"
"И мне интересно, - сказал Фродо, - Но я не знаю. Но так и должно быть в настоящей истории… Ее герои не знают…"
И, когда Сэм осознает, что величественные истории Первой Эпохи о Берене и Сильмарилах на самом деле предыстория разворачивающихся сейчас событий, он говорит:
"Ну если подумать, то мы во все той же истории! Она продолжается. Разве у великих историй нет конца?"
"Нет, как истории они никогда не кончаются, - говорит Фродо, - Но люди попадают в них и уходят, когда сыграют свою роль".
На это Сэм отвечает: "Но все-таки интересно, сложат ли о нас когда-нибудь песни или сказки". И после этого замечания, которое можно отнести и на его счет, Профессор мягко подводит Сэма к тому моменту, когда его ожидает величайшая опасность и спасение.
В качестве последнего аргумента я предлагаю обратить внимание на конец книги. Эпопея не заканчивается ни уничтожением Кольца, ни даже отплытием Фродо на Последнем корабле. Последняя сцена, которая представляется нашему вниманию, завершающая повествование: Сэм возвращается к своей семье, он садится за стол и говорит, что его роль в создании легенды завершена. Четыре простых слова: "Вот я и вернулся" - его последнее признание в том, что он больше не герой истории.1
Если что и ожидает Сэма в будущем, так это окончательное возвращение к своей семье, к личной жизни; он уже больше не представляет интереса для назойливого внимания будущих поколений.