«Вызывает сожаление тот факт, что каждый,
кто хочет сеять знания, должен бороться
не только против невежества, но и против
ложных представлений. Стоит лишь нам
осознать себя свободными от вульгарного
суеверия, как мы столкнемся с еще каким-нибудь
врагом образования, который отставит в сторону
весь интеллектуальный прогресс, чтобы ввергнуть
нас обратно во тьму средневекового неверия».
Г.Ф.Лавкрафт, из письма в
«Провиденс Ивнинг Ньюс» 5 сентября 1924 года.

Многие мифы и неправильные представления о Лавкрафте возникли в результате неправильной интерпретации его идей и философских рассуждений, и это началось с его корреспондента Августа Дерлета. К тому же, мистификационные издания «Некрономикона», которые пользовались большой популярностью, распространили много неправильных данных, подобно многим источникам так называемой «информации» и «Некрономиконам» в Сети. Эти источники, пожалуй, и являются наибольшими обидчиками правды, поскольку их популярность основана на вере в их ложь.

Миф: Лавкрафт был затворником, никогда не покидавшим Новую Англию.

Лавкрафта часто считали затворником, возможно из-за того, что считается, будто Лавкрафт больше переписывался с людьми, чем встречался с ними лично, хотя из его писем ясно, что он провел значительное количество времени, путешествуя и посещая друзей по всему Восточному Побережью. На самом деле, о неправильности этого мифа говорит хотя бы то, что Лавкрафт мог часто общаться с коллегами и друзьями благодаря постоянному отсутствию работы.
Лавкрафт часто путешествовал и много писал об этом: «Вермонт - первое впечатление»(1927), «Наблюдения некоторых частей Америки»(1928), «Путешествия по провинциям Америки»(1929), «Доклад о визите в Чарльзтон»(1930), и «Описание города Квебек в Новой Франции, поэже добавленной к Его Величества Британским Доминионам». Размером в 75 тыс. слов, «Квебек» был самым большим произведением Лавкрафта ( на 50% больше, чем «Дело Чарльза Декстера Варда»), а сам Лавкрафт называл его «136 страниц неразборчивых каракулей». Он побывал: на юге в Де Ланде, штат Флорида и Новом Орлеане, штат Луизиана; на западе в Кливленде, штат Огайо; на севере в Квебеке; и еще он провел неделю на острове Нантакет. Не очень похоже на «затворника», не правда ли ?

Миф: Лавкрафт был гомосексуалистом.

То, что Лавкрафт не пользовался особым успехом у женщин и что у него было много друзей-мужчин, позволило многим людям думать, что он был гомосексуалистом. Но нельзя забывать то, что он был женат ( хоть и недолго ) и его жена отзывалась о нем, как о «прекрасном любовнике» (Соня Дэвис, «Воспоминания о Лавкрафте»: I, «Эркхем Коллектор» номер 4 за 1969 год). Некоторые из друзей и знакомых Лавкрафта (Роберт Эйч Барлоу, Сэмуэль Лавмен и Харт Крейн ) были гомосексуалистами, но Лавкрафт, похоже, даже не осознавал этого.

Его отношение к гомосексуализму становится ясным из письма к Дж.Вернон Ши, датированного 14 августа 1933 года: «Честно говоря - хотя я, конечно, знал, что педерастия была отвратительной традицией многих древних народов - я никогда не слышал о педерастии, как о действительном инстинкте, вплоть до тридцатилетнего возраста... что побивает твой рекорд! Мне кажется, что, по-видимому, это извращение появляется чаще в одни периоды, чем в другие - в соответствии с неясными биологическими и психологическими причинами. Декадентские эпохи, когда психология не установилась, похоже, благоволят этому извращению. Конечно, степень распространенности педерастии в древние века ( которая тогда в большинстве случаев воспринималась слепо, без особенных склонностей ), не может идти ни в какое сравнение с ее распространенностью сейчас как психологического извращения.»

К тому же, в письме к Августу Дерлету, датированном 18 февраля 1933 года, Лавкрафт пишет: «Что касается гомосексуализма, то первостепенный и жизненный протест против него заключается в естественном (физическом и непреднамеренном, а не просто «моральном» или эстетическом) отвращении, которое вызывает педерастия у подавляющего большинства людей...» Кто-нибудь может сказать, что это просто защищающая позиция Лавкрафта, и нет свидетельств, говорящих о наличии у него гомосексуальных наклонностей. Но и его гетеросексуальные наклонности не были очень сильными. Лавкрафт, как и многие интеллектуалы, уделял больше внимания духовному, нежели физическому, и у него просто не было сильных сексуальных интересов.

Миф: «Посмертное сотрудничество» Августа Дерлета.

После смерти Лавкрафта, Август Дерлет взял некоторые фрагменты написанного Лавкрафтом ( например, из его тетради для заметок ) и включил их в истории, написанные исключительно им самим. В соответсвии с «Библиографией» С.Т.Джоши, рассказ «Тварь у порога», длиной в 50000 тысяч слов, содержит всего 1200 слов, написанных Лавкрафтом, что составляет примерно 2,4 процента. Поэтому авторство ни одного из этих «посмертных сотрудничеств» не стоит приписывать Лавкрафту.

Несмотря на это, эти рассказы были опубликованы под именами Дерлета и Лавкрафта, или, что еще хуже, только под именем Лавкрафта. Оба издания «Тварь у порога» и «Смотрители безвременья», напечатанные издательством «Кэррол и Граф», имели на обложке только имя Лавкрафта, несмотря на то, что они почти полностью были написанны Дерлетом.

Миф: «Хастур Неименуемый» был изобретением Лавкрафта.

Хастур упомянут Лавкрафтом лишь в одном рассказе – «Шепчущий в ночи». В одном или двух местах Хастур описан в том же духе, что и другие создания. Хастур был позаимствован Лавкрафтом у Роберта В. Чемберса («Желтый знак» и «Исправитель репутаций»), который в свою очередь позаимствовал его у Амброза Бирса. В рассказе «Обитатель Каркозы» Бирс описал Хастура как бога пастухов. Чемберс использовал это имя для названия города. Лавкрафт не поясняет, что представляет из себя Хастур - эта импровизационная ремарка употреблена лишь для создания атмосферы. В рассказе «Шепчущий в ночи» следует обратить внимание на «Магнум Инноминадум», что переводится с латыни как «Великое Неназываемое». Как обычно, Лавкрафт не поясняет что это или кто это, но Дерлет, видимо, соединил это имя с Хастуром, чтобы создать Хастура Неименуемого.

Миф: Знак Старейшин Лавкрафта.

Ни в одном из своих произведений Лавкрафт не описывает Знак Старейшин. Он скупо упоминает его 4 раза, и эти упоминания подразумевают, что это был жест. В письме к Кларку Эштону Смиту 7 ноября 1930 года в последнем абзаце Лавкрафт пишет: «Еще раз благодарю тебя за имя Тсатхогуа из свежей партии, и в надежде узнать еще много новых твоих творений, я прилагаю к письму Знак Старейшин и Печать Н'гах из Темного Цикла Й'ху».

Затем в письме шла подпись Лавкрафта («Эйч-Пи-Эл») и были нарисованы 2 изображения. Печать выглядела как жук-олень с 6 ногами и 3 рогами, а Знак Старейшин выглядел как ветка соснового или елового дерева (Вы можете видеть этот знак справа). Представление о том, что Знак Старейшин - это пентаграмма с горящим глазом в центре обязано своим рождением Августу Дерлету, который именно так описал этот знак в «Твари у порога».

Миф: Отец Лавкрафта был масоном.

За этот миф нам следует благодарить Колина Уилсона, который написал во вступлении к «Некрономикону под ред. Джорджа Хэя» следующее: «Др. Станислаус Хинтерштойсер ...написал мне через Карла (Тауска), что он не может распространяться об источнике знаний об отце Лавкрафта, но что может категорически утверждать, что Уинфилд Лавкрафт не только был египетским вольным каменщиком, но и владел по крайней мере 2 магическими трудами, знаменитой книгой «Пикатрикс», написанной Масламой ибн Ахма аль-Магрититом, также известной, как «Псевдо-Магрити», и книгой Годзихера «Сущность души». Далее Уилсон заявляет, что Некрономикон, который описан Лавкрафтом в «Данвическом ужасе» длиной минимум в 751 стр., состоит большей частью из книги «Сущность души»!

Таким образом, он утверждает, что Уинфилд Лавкрафт практически владел Некрономиконом. Несмотря на всю эту чушь, в одном из выпусков журнала «Склеп Цтулху» за 1984 год Колин Уилсон признался, что «Некрономикон под ред. Джорджа Хэя» был «такой очевидной мистификацией». Как будто это не было ясно с самого начала! Несмотря на то, что нет свидетельств, указывающих на то, что отец Лавкрафта был масоном, дед Лавкрафта - Уиппл Ван Буррен Филлипс был очень активным масоном. Уиппл Филлипс владел многими землями в городе Грин, Род - Айленд, и вокруг него; в 1870 году он основал там Ионическую Ложу №28. В зале Ложи, который сохранился до сих пор и используется масонами с 1886 года, висит портрет Филлипса. Но это не значит, что следует верить будто масоны, египетские или какие-нибудь другие, владели экземпляром выдуманной книги.

Миф: Лавкрафт позаимствовал своих созданий из мифологии Древних Шумеров.

Это распространенное заблуждение берет свое начало в Некрономиконе под редакцией «Симона». Основу этой книги составляет шумерская и вавилонская мифологии, и в ней высказывается мысль о том, что Лавкрафт создал свою мифологию на основе вышеназванных. Там есть такие сравнения созданий Лавкрафта и Шумеров:

Лавкрафт Шумеры
Cthulhu Ctha-lu, Kutulu
Azathoth Azag-thoth
Shub-Niggurath Shub Eshniggarab

Различия становятся особенно незначительными, если учесть, что ни одно из этих созданий не существует ни в шумерской, ни в вавилонской мифологии ! Можно обратиться к любому исследованию этих мифов, чтобы доказать это. К тому же, предположение о том, что Лавкрафт брал имена из реально существовавших мифологий, противоречит его обычаю придумывать нечеловеческие имена своим созданиям, и унижает качество его воображения.

Миф:Лавкрафт ( или его жена Соня ) был связан с Алистером Кроули.

Опять же, следует благодарить Некрономикон под ред. «Симона» за этот миф. В этой книге описано что-то вроде неуловимой связи между Лавкрафтом и Кроули: "То, что живший в уединении автор коротких историй из Новой Англии и имеющий дурную репутацию Мастер Магии, который называл весь мир своим домом, как-то встречались среди пустынь забытой цивилизации, кажется невероятным. Столь же невероятным представляется и то, что они оба станут пророками и предвестниками Новой Эпохи истории Человечества. И все же было удивительно много общего в жизнях Лавкрафта и Кроули. Эти два человека, которые были гениями в глазах своих последователей и никогда не встречались, все же преодолели мировые пространства, и встретились силой разума на общей земле ... Шумер»

Это очередное рассуждение, которое ничего не сообщает, но заставляет читателя думать, будто он что-то понял. «Некрономкон Анти-FAQ» Колина Лоу также упоминает связь между Лавкрафтом и Кроули. В этот раз связующим звеном оказывается Соня Грин, жена Лавкрафта: «В 1918 году Кроули был в Нью-Йорке. Как всегда, он пытался утвердить свою литературную репутацию, и принимал участие в международной ярмарке тщеславия. Соня Грин была энергичной еврейской эммигранткой с литературными амбициями, и она вступила в лекционный клуб-кафе «Уолкер'с Санрайз Клуб»; там она в первый раз встретила Кроули, который был приглашен прочесть лекцию о современной поэзии... Кроули не терял времени даром, когда дело касалось отношений с женщинами; они нерегулярно встречались в течении нескольких месяцев».

Такие заявления не имеют под собой никаких доказательств. Лоу говорит также, что Лавкрафт узнал о Некрономиконе от Сони Грин, которая в свою очередь, узнала о нем от Кроули. Это должно быть очень удачным совпадением обстоятельств, поскольку Лавкрафт впервые упоминает Некрономикон в рассказе «Пес», который он написал в середине октября 1921 года, лишь через три месяца после первой встречи с Соней. Но Лавкрафт описывает Альхазреда, автора Некрономикона, в первый раз в «Безымянном городе» (который он написал в январе 1921, за шесть месяцев до встречи со своей будущей женой). В общем, все эти предположения не имеют под собой реальной почвы, поскольку сам Колин Лоу открыто признавал, что и его «Некрономикон Анти-FAQ», и книга, которую он обсуждает, является вымыслом.

Оригинал по адресу:
http://www.hplovecraft.com/life/myths.htm
Взято:
http://literature.gothic.ru/hpl/mythos.html